Адвокат в Москве:  +7-906-775-74-77
Телефон адвоката в Москве +7-906-775-74-77
Поиск по сайту Правовой помощи адвоката
Перейти к контенту

Документы для получения (оформления) наследства

Гражданские дела > Наследственные дела

Оформление наследства после смерти наследодателя процедура довольно утомительная. Общеизвестно, что для оформления наследства (выражаясь юридически - оформление наследственных прав) надо обратиться с соответствующим заявлением к нотариусу. И у наследника сразу возникает вопрос, какие наследнику для получения наследства понадобятся бумаги, какие документы?
Ответ для каждого случая может быть индивидуален, что зависит от особенностей наследуемого имущества. Например, набор документов для получения наследства в виде акций будет несколько отличаться от комплекта документов для получения по наследству квартиры или дома.

В этой связи полезно учитывать советы, которые дают наследникам нотариальные палаты и нотариусы.


Документы наследника

Начнем с рекомендаций, которые даны на сайте Московской городской нотариальной палаты (http://www.mgnp.info/razdel-dlya-naslednikov/spravochnaya-informaciya-dlya-oformleniya-nasledstvennyx-prav/), где в числе прочего размещен список документов, необходимых для оформления наследственных прав.
Итак, минимум документов:

Паспорт наследника.

Подлинник и копия свидетельства о смерти.
Подлинники и копии документов, подтверждающих брачные или родственные отношения (свидетельства о браке, рождении, перемене фамилии, имени, отчества и т.д.)
Завещание с отметкой, что оно не отменялось и не изменялось (отметку делает нотариус, удостоверивший завещание).
Справка из ЕИРЦ о проживании умершего в городе Москве на день смерти и о проживавших с ним лицах, выписка из домовой книги с паспортными данными умершего.
ДОКУМЕНТЫ НА НАСЛЕДСТВЕННОЕ ИМУЩЕСТВО.
АКЦИИ:
а)выписка или справка из реестра акционеров;
б)акт оценки акций на день смерти наследодателя, выданный специалистом-оценщиком.
ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА (ТС) (автомашины, прицепы, катера и т.п.)
а) технический паспорт (судовой билет);
б) свидетельства о регистрации ТС и Паспорт ТС;
в) акт оценки ТС на день смерти наследодателя Российского Федерального Центра судебных экспертиз (город Москва, Хохловский переулок, дом 13, стр. 2, т. 8-495-916-26-29) или любой организации, осуществляющей оценку ТС.
КВАРТИРЫ, КОМНАТЫ
а) документы подтверждающие принадлежность права собственности наследодателю (справка ЖСК, регистрационное удостоверение, договор передачи,договор купли-продажи, мены, дарения, свидетельство о праве на наследство, другие договоры (определение долей, ренты и т.п.), свидетельство о государственной регистрации права);
б) акт оценки (заключение) о стоимости квартиры на день смерти наследодателя от любой организации, осуществляющей оценку недвижимости или справка из организации (органа) по учёту объектов недвижимого имущества по месту его нахождения (филиал «ФКП Росреестра»)(см. документ)
в) экспликация, поэтажный план, кадастровый паспорт из филиала «ФКП Росреестра»;
г) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ) и/или справка о зарегистрированных правах (ДЖП и ЖФ города Москвы).
ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ
а) свидетельство о праве собственности, решения органов власти о предоставлении участка;
б) кадастровый паспорт земельного участка/кадастровая выписка о земельном участке (выписка из государственного кадастра недвижимости);
в) свидетельство о государственной регистрации права;
г) другие документы (договоры купли-продажи, дарения, мены, решения суда и т.д.);
д) акт оценки (заключение) о стоимости земельного участка на день смерти наследодателя от любой организации, осуществляющей оценку земельных участков или федерального органа, осуществляющего кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (или его территориальных подразделений);
е) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии).
ПРОЧАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ — дома (жилые, дачные, садовые), гаражи, нежилые помещения:
а) акт оценки (заключение) о стоимости недвижимости на день смерти наследодателя от любой организации, осуществляющей оценку недвижимости;
б) экспликация, поэтажный план, выписка из технического паспорта, кадастровый паспорт из филиала «ФКП Росреестра» (по месту нахождения объекта недвижимого имущества);
в) документы подтверждающие принадлежность права собственности наследодателю ( договор купли-продажи, мены, дарения, свидетельство о праве на наследство, другие договоры или решение суда (определение долей, ренты и т.п.), свидетельство о государственной регистрации права);
г) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии).
АВТОРСКОЕ ПРАВО:
а) справка из издательства об издании произведения, договоры и т.д. и т.п.;
б) свидетельств о праве на наследство на авторское право;
в) патенты, свидетельства об изобретении, открытии.
НЕПОЛУЧЕННЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ ВЫПЛАТЫ:
а) пенсии — справка из пенсионного отдела о невыплаченной пенсии;
б) зарплата — справка с места работы о неполученной зарплате;
в) справка о дивидендах;
г) справка о страховых суммах из страховых обществ.
ЗАЛОГОВЫЕ БИЛЕТЫ ИЗ ЛОМБАРДА И АКТ ОЦЕНКИ ВЕЩЕЙ, ВЫДАННЫЙ СПЕЦИАЛИСТОМ -ОЦЕНЩИКОМ,
ДОЛЯ В УСТАВНОМ КАПИТАЛЕ.
а) нотариально удостоверенные копии (копии с копии) устава, изменений в устав, учредительного договора, др. документов, подтверждающих право собственности наследодателя (договор купли-продажи, договор дарения и др.), свидетельства о регистрации ООО, свидетельства о присвоении ИНН/ КПП, свидетельства о внесении изменений в учредительные документы ООО;
б) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;
в) акт оценки доли в уставном капитале, выданный специалистом-оценщиком.
ДЕНЕЖНЫЕ ВКЛАДЫ:
а) сберкнижки с отметкой сбербанка о сумме вклада на день смерти;
б) договоры банковского вклада;
в) другие документы.
Запись на прием к адвокату 8-926-528-65-20
Что необходимо для оформления наследства?

В Московской областной нотариальной полате на этот вопрос отвечают так:
1. Заявление до 6 (шести) месяцев со дня смерти; 2. Паспорт наследника; 3. Подлинник и копия свидетельства о смерти; 4. Подлинник и копия свидетельства о рождении; 5. Подлинник и копия свидетельства о браке; 6. Подлинник и копия свидетельства о перемене имени, фамилии. 7. Справка из жилищной организации или сельской администрации о постоянном проживании умершего до дня смерти по указанному адресу; 8. Завещание с отметкой нотариуса или сельской администрации о том, что оно не изменялось и не отменялось; Для наследования недвижимого имущества: 9. Правоустанавливающий документ на имущество — договор купли-продажи, договор мены, договор дарения, свидетельство о праве на наследство и другие; 10. Извлечение из технического паспорта о принадлежности жилого дома (квартиры) умершему и технический паспорт жилого дома (квартиры) (выдает Бюро технической инвентаризации); 11. Свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущество (выдает Регистрационная Палата); Для наследования денежных вкладов: 12. Сберкнижка; Для наследования транспортных средств: 13. Паспорт транспортного средства (ПТС) и свидетельство о государственной регистрации автомобиля (мотоцикла); 14. Акт оценки автомобиля (мотоцикла) от организаций, оценивающих автомобили (мотоциклы); Для наследования акций: 15. Выписка из реестра акционеров Акционерного общества о наличии акций на имя умершего; Для наследования земельных участков: 16. Выписка из государственного земельного кадастра — кадастровый план (Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области); 17. Выписка из Единого Государственного Реестра Прав об отсутствии арестов на земельный участок (Федеральная Регистрационная служба по Московской области); 18. Свидетельство о праве собственности на землю, выданное местной сельской администрацией или Земельным комитетом и Постановление Главы местной администрации, на основании которого выданы указанные свидетельства. Перечень документов является примерным и при необходимости нотариус может запросить документы дополнительно. Все документы предоставляются нотариусу в подлинниках.
(
http://www.monp.ru/question/faq_nasledstvo.htm
)

Документы для оформления наследства путем подачи заявления нотариусу
Итак, для оформления наследства после смерти наследодателя необходимо собрать пакет документов.  Выше перечислено, какие документы нужны для оформления наследства у нотариуса.
Не будет лишним также знать, что нотариусу для оформления наследства подают заявление в двух вариантах:  заявление о принятии наследства или заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство. Это определено в п. 1 ст. 1153 ГК РФ, которая определяет, что «принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство».
В этом же пункте закона предусмотрено, что если заявление наследника передается нотариусу другим лицом или пересылается по почте, подпись наследника на заявлении должна быть засвидетельствована нотариусом, должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия (например, должностным лицам консульских учреждений Российской Федерации), или иным лицом, уполномоченным удостоверять доверенности в соответствии с ГК РФ.
При оформлении доверенности на оформление наследства немаловажно знать, что принятие наследства через представителя возможно только в том случае, если в доверенности специально предусмотрено полномочие на принятие наследства.
А вот для принятия наследства законным представителем (например, родитель действует в интересах ставшего наследником ребёнка) доверенность не требуется.
В заявлении о принятии наследства или о выдаче свидетельства о праве на наследство необходимо указать свои данные в точном соответствии с данными паспорта (желательно буквальное соответствие). Не буду расписывать подробнее, поскольку нотариус при оформлении такого заявления проверит правильность оформления документа.
Главное, чтобы из текста заявления однозначно следовало, что вы желаете принять наследство, оформить наследство на себя. И, разумеется, должно быть ясно, о каком наследстве идет речь, то есть укажите фамилию, имя, отчество наследодателя, дату его смерти, последнее место жительства.
И, наконец, главным подтверждением того, что вы не пропустили срок для принятия наследства, будет указание даты подписания.
А обращаться с таким заявлением надо к нотариусу по последнему месту жительства наследодателя.

Если у Вас, уважаемый посетитель сайта, остались вопросы про оформление наследства или возникли новые вопросы, например, об особенностях оформления наследства на квартиру, наследования дома. Если возник спор о наследстве или отказывает нотариус. Одним словом, при возникновении проблем с получением и оформлением наследства, обращайтесь за консультацией по наследству, наследованию, завещанию и даже по спорам из-за оформления наследства.




Полезно знать, что:
Все документы, получаемые нотариусом и связанные с нотариальной деятельностью, независимо от способов их доставки, подлежат регистрации. Исключение составляют документы, необходимые для совершения конкретного нотариального действия, подтверждающие определенные факты или события (например, правоустанавливающие документы, документы, подтверждающие факт рождения, смерти).
Задать вопрос адвокату
Поиск по сайту СКОРАЯ ПОМОЩЬ АДВОКАТА
Назад к содержимому