Адвокат в Москве:  +7-906-775-74-77
Телефон адвоката в Москве +7-906-775-74-77
Поиск по сайту Правовой помощи адвоката
Перейти к контенту

Амнистия

Уголовные дела
Адвокат в Москве 8-926-528-65-20
Амнистия

Амнистия в уголовном праве – это один из видов освобождения от отбывания уголовного наказания. Объявление амнистии  отнесено пунктом "ж" ч. 1 ст. 103 Конституции РФ исключительно к компетенции Государственной Думы  Федерального Собрания РФ.
Амнистия объявляется Госудумой РФ  в отношении индивидуально не определенного круга лиц. В части 2 статьи 84 УК РФ
сказано, что актом об амнистии:

консультация адвоката по уголовным делам 8-926-528-65-20
  • лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности.
    лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания.
    с лиц, отбывших наказание, может быть снята судимость.
    Таким образом, амнистия может предусматривать не только освобождение от отбывания наказания, но и иные виды улучшения положения осужденного.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ «Об объявлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ШЕСТОГО СОЗЫВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ «Об объявлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации»
В связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации, руководствуясь принципом гуманизма, в соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Освободить от наказания:
1) осужденных к лишению свободы на срок до пяти лет включительно за преступления, совершенные в возрасте до 16 лет;
2) осужденных к лишению свободы на срок до пяти лет включительно за преступления, совершенные в возрасте от 16 до 18 лет, и ранее не отбывавших наказание в воспитательных колониях;
3) осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет за умышленные преступления, совершенные в возрасте до 18 лет, отбывших не менее половины назначенного срока наказания.
2. Освободить от наказания осужденных к лишению свободы на срок до пяти лет включительно и ранее не отбывавших наказание в исправительных учреждениях:
1) женщин, имеющих несовершеннолетних детей;
2) беременных женщин;
3) женщин старше 55 лет;
4) мужчин старше 60 лет;
5) лиц, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
6) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и иных лиц, принимавших участие в боевых действиях либо в действиях по защите Отечества;
7) инвалидов I и II группы.
3. Освободить от наказания лиц, осужденных за преступления, предусмотренные частями второй и третьей статьи 212, статьей 213 и частью первой статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации.
4. Освободить от наказания лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы, осужденных условно, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания до дня вступления в силу настоящего Постановления, которым отбывание наказания отсрочено или неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания до дня вступления в силу настоящего Постановления.
5. Освободить от наказания лиц, указанных в подпунктах 1 - 7 пункта 2 настоящего Постановления, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы, осужденных условно, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания до дня вступления в силу настоящего Постановления, которым отбывание наказания отсрочено или неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания до дня вступления в силу настоящего Постановления.
6. Прекратить находящиеся в производстве органов дознания, органов предварительного следствия и судов уголовные дела о преступлениях, совершенных до дня вступления в силу настоящего Постановления, в отношении:
1) подозреваемых и обвиняемых в совершении в возрасте до 16 лет преступлений, за которые предусмотрено наказание не свыше пяти лет лишения свободы;
2) подозреваемых и обвиняемых в совершении в возрасте от 16 до 18 лет преступлений, за которые предусмотрено наказание не свыше пяти лет лишения свободы, и ранее не отбывавших наказание в воспитательных колониях;
3) лиц, указанных в подпунктах 1-7 пункта 2 настоящего Постановления, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, за которые предусмотрено наказание не свыше пяти лет лишения свободы, и ранее не отбывавших наказание в исправительных учреждениях;
4) подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в возрасте до 18 лет, а также лиц, указанных в подпунктах 1-7 пункта 2 настоящего Постановления, если за преступления, в совершении которых подозреваются или обвиняются указанные лица, не предусмотрено наказание, связанное с лишением свободы;
5) подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, предусмотренных частями второй и третьей статьи 212, статьей 213 и частью первой статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации.
7. По уголовным делам о преступлениях, за которые предусмотрено наказание свыше пяти лет лишения свободы и которые совершены до дня вступления в силу настоящего Постановления лицами, не достигшими на момент совершения преступления возраста 16 лет, а также лицами в возрасте от 16 до 18 лет, ранее не отбывавшими наказание в воспитательных колониях, суд, если признает необходимым назначить наказание до пяти лет лишения свободы включительно, освобождает указанных лиц от наказания.
8. По уголовным делам о преступлениях, за которые предусмотрено наказание свыше пяти лет лишения свободы и которые совершены до дня вступления в силу настоящего Постановления лицами, указанными в подпунктах 1 - 7 пункта 2 настоящего Постановления, ранее не отбывавшими наказание в исправительных учреждениях, суд, если признает необходимым назначить наказание до пяти лет лишения свободы включительно, освобождает указанных лиц от наказания.
9. По уголовным делам о преступлениях, которые совершены до дня вступления в силу настоящего Постановления лицами, указанными в подпунктах 1 и 2 пункта 1 и подпунктах 1 - 7 пункта 2 настоящего Постановления, суд, если признает необходимым назначить наказание, не связанное с лишением свободы, назначить наказание условно либо применить отсрочку отбывания наказания, освобождает указанных лиц от наказания.
10. Не распространять действие настоящего Постановления на:
1) осужденных за преступления, предусмотренные статьями 105, 111, частью второй статьи 117, частью третьей статьи 122, статьей 126, частью третьей статьи 127, статьями 1271, 1272, частью второй статьи 128, статьями 131, 132, частью второй статьи 133, статьями 134, 135, 146, 147, частями третьей и четвертой статьи 150, частями третьей и четвертой статьи 158, частями третьей и четвертой статьи 159, частями третьей и четвертой статьи 1591, частями третьей и четвертой статьи 1592, частями третьей и четвертой статьи 1593, частью третьей статьи 1594, частями третьей и четвертой статьи 1595, частями третьей и четвертой статьи 1596, частями третьей и четвертой статьи 160, частями второй и третьей статьи 161, статьей 162, частями второй и третьей статьи 163, статьей 164, частями третьей и четвертой статьи 166, статьями 169, 170, 1701, 171, 1711, 1712, 172, 1731, 1732, 174, 1741, 175, 176, 177, 178, 179, 180, 181, 183, 184, 185, 1851, 1852, 1853, 1854, 1855, 1856, 186, 187, 189, 190, 191, 192, 193, 1931, 194, 195, 196, 197, 198, 199, 1991, 1992, 2001, 205, 2051, 2052, 2053, 2054, 2055, 206, 208, 209, 210, 211, частью первой статьи 212, частью третьей статьи 2152, частью третьей статьи 2153, статьями 221, 222, частями первой, второй и третьей статьи 223, статьями 226, 2261, 227, 228, 2281, 2282, 2283, 2284, 229, 2291, 230, 231, 232, 234, 240, 241, 2421, 2422, частями второй, третьей, четвертой, пятой и шестой статьи 264, статьями 275, 276, 277, 278, 279, 281, 282, 2821, 2822, частью третьей статьи 286, статьями 290, 291, 2911, 295, 296, 299, 300, частями второй и третьей статьи 301, частью второй статьи 305, частью третьей статьи 306, частью четвертой статьи 309, статьями 313, 317, 318, 321, 3221, 329, 333, 335, 353, 354, 355, 356, 357, 358, 359, 360 Уголовного кодекса Российской Федерации;
2) осужденных более двух раз к лишению свободы за умышленные преступления, а также на осужденных за умышленные преступления, ранее осуждавшихся к лишению свободы за преступления, предусмотренные статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, указанными в подпункте 1 настоящего пункта;
3) осужденных, признанных в соответствии с Уголовным кодексом РСФСР особо опасными рецидивистами или совершивших преступления при особо опасном рецидиве в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации;
4) лиц, освобождавшихся после 1993 года от наказания в порядке помилования или в соответствии с актом об амнистии и вновь совершивших умышленные преступления;
5) осужденных, вновь совершивших умышленные преступления в местах лишения свободы.
11. Не распространять действие настоящего Постановления на осужденных, злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания.
12. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и подлежит исполнению в течение шести месяцев.
Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации    С.Е. Нарышкин
Москва 18 декабря 2013 года  № 3500-6 ГД

О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации"

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ШЕСТОГО СОЗЫВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации"
1. Возложить применение Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации" (далее - Постановление об амнистии):
1) на исправительные учреждения и следственные изоляторы - в отношении осужденных к лишению свободы, приговоры по делам которых вступили в законную силу. Исполнение Постановления об амнистии в отношении указанных осужденных осуществляется по утвержденному прокурором постановлению начальника исправительного учреждения или начальника следственного изолятора. К указанному постановлению о применении к осужденному Постановления об амнистии прилагаются личное дело осужденного, справка о поощрениях и взысканиях, другие необходимые документы;
2) на органы дознания и органы предварительного следствия - в отношении подозреваемых и обвиняемых, дела и материалы о преступлениях которых находятся в производстве этих органов;
3) на суды:
в отношении лиц, дела о преступлениях которых находятся в производстве этих судов и не рассмотрены до дня вступления в силу Постановления об амнистии, а также в отношении лиц, дела о преступлениях которых рассмотрены, но приговоры судов не вступили в законную силу;
в отношении условно осужденных и осужденных, отбывание наказания которым отсрочено. Вопрос о применении Постановления об амнистии в отношении указанных осужденных решает суд по представлению уголовно-исполнительных инспекций или командования воинских частей, осуществляющих контроль за их поведением;
в отношении осужденных, к которым до дня вступления в силу Постановления об амнистии применено условно-досрочное освобождение, и осужденных, которым до дня вступления в силу Постановления об амнистии неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания. Вопрос о применении Постановления об амнистии в отношении указанных осужденных решается тем же судом, который вынес постановление о применении условно-досрочного освобождения или о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания;
4) на уголовно-исполнительные инспекции - в отношении лиц, отбывающих наказания в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
5) на судебных приставов-исполнителей - в отношении осужденных к наказанию в виде штрафа, если штраф не взыскан до дня вступления в силу Постановления об амнистии;
6) на командование воинских частей - в отношении военнослужащих, осужденных к ограничению по военной службе; на командование дисциплинарных воинских частей - в отношении военнослужащих, осужденных к содержанию в дисциплинарной воинской части.
2. Решение о применении Постановления об амнистии принимается в отношении каждого лица индивидуально. При отсутствии необходимых сведений об этом лице рассмотрение вопроса о применении Постановления об амнистии откладывается до получения дополнительных документов.
3. Учреждения и органы, на которые возложено исполнение Постановления об амнистии, вправе запрашивать у соответствующих учреждений документы, необходимые для принятия решения о применении Постановления об амнистии. Такие запросы исполняются незамедлительно.
4. Постановления о применении акта об амнистии, принятые исправительными учреждениями и следственными изоляторами, органами дознания, уголовно-исполнительными инспекциями, командованием воинских частей и командованием дисциплинарных воинских частей, утверждаются прокурором, принятые органами предварительного следствия, - руководителем следственного органа, принятые судебными приставами-исполнителями, - старшим судебным приставом. Со дня утверждения указанных постановлений производство по уголовному делу либо отбывание наказания прекращается.
5. Под действие Постановления об амнистии подпадают лица, совершившие преступления до дня вступления его в силу, и осужденные, отбывающие наказание на территории Российской Федерации.
6. Разъяснить, что:
1) при применении Постановления об амнистии отбытая часть срока наказания, предусмотренная подпунктом 3 пункта 1 Постановления об амнистии, исчисляется на день его вступления в силу;
2) подпадают под действие Постановления об амнистии женщины, имеющие несовершеннолетних детей, которым на день вступления в силу Постановления об амнистии не исполнилось 18 лет, если они не лишены родительских прав;
3) подпадают под действие Постановления об амнистии женщины, беременные на день принятия решения о применении Постановления об амнистии;
4) подпадают под действие Постановления об амнистии женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет, если им на день вступления в силу Постановления об амнистии либо в период его действия исполнилось соответственно 55 и 60 лет.
7. Постановление об амнистии не применяется в отношении осужденных по совокупности преступлений, если одно из преступлений предусмотрено статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, указанными в подпункте 1 пункта 10 Постановления об амнистии.
8. Осужденные по совокупности преступлений, совершенных в возрасте до 18 лет, подпадающие под действие подпунктов 1 и 2 пункта 1 Постановления об амнистии, освобождаются от отбывания наказания, если общий срок наказания не превышает пяти лет лишения свободы.
9. Осужденные по совокупности преступлений, совершенных в возрасте до 18 лет, подпадающие под действие подпункта 3 пункта 1 Постановления об амнистии, освобождаются от отбывания наказания при отбытии ими не менее половины назначенного срока наказания, если общий срок наказания превышает пять лет лишения свободы.
10. Лица, подпадающие под действие Постановления об амнистии, не освобождаются от административных наказаний и обязанности возместить вред, причиненный в результате совершенных ими противоправных действий.
11. При применении Постановления об амнистии в отношении лиц, которым срок наказания был ранее сокращен в порядке помилования или в соответствии с Постановлением об амнистии, следует исходить из срока наказания, установленного соответствующим актом.
12. Ограничения, установленные для осужденных пунктом 10 Постановления об амнистии, распространяются также на подозреваемых и обвиняемых, дела и материалы в отношении которых находятся в производстве органов дознания, органов предварительного следствия и судов.
13. Лицами, злостно нарушающими установленный порядок отбывания наказания, следует считать:
1) осужденных, которые в течение одного года два и более раза подвергались взысканиям в виде водворения в дисциплинарный или штрафной изолятор либо в помещения камерного типа и единые помещения камерного типа, если указанные взыскания не сняты в порядке, установленном пунктом "и" части первой статьи 113 и частью восьмой статьи 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации;
2) осужденных, содержавшихся в колониях-поселениях и направленных в исправительные колонии других видов, если после вынесения постановления судьи о направлении указанных осужденных в исправительные учреждения они находились под стражей менее одного года на день принятия решения о применении Постановления об амнистии. Срок наказания исчисляется со дня заключения осужденного под стражу;
3) осужденных к исправительным работам, которым за злостное уклонение от отбывания наказания неотбытый срок исправительных работ был заменен судом наказанием в виде лишения свободы, если они находились под стражей менее шести месяцев на день принятия решения о применении Постановления об амнистии; осужденных к исправительным работам, совершивших новые преступления до постановки на учет в уголовно-исполнительных инспекциях;
4) осужденных, совершивших умышленные преступления до вступления приговора суда в законную силу либо совершивших преступления во время отбывания наказания;
5) осужденных, совершивших преступления в течение установленного судом испытательного срока, в период отсрочки отбывания наказания либо в течение оставшейся неотбытой части наказания после применения условно-досрочного освобождения или замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания;
6) осужденных, которым судом отменены условное осуждение или отсрочка отбывания наказания, если после вынесения постановления суда о направлении указанных осужденных в исправительные учреждения они находились под стражей менее одного года на день вступления в силу Постановления об амнистии;
7) лиц, которым судом отменены условно-досрочное освобождение, исполнение неотбытой части наказания, а также лиц, которым неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания, если после вынесения постановления суда о направлении в исправительные учреждения они находились под стражей менее одного года на день вступления в силу Постановления об амнистии.
14. Материалы о применении Постановления об амнистии к отбывающим наказание осужденным, к которым в установленном порядке применено обязательное лечение от алкоголизма, наркомании или токсикомании, а также к осужденным, не прошедшим полного курса лечения венерических заболеваний, рассматриваются после завершения указанными осужденными полного курса лечения. Основанием для признания осужденного завершившим курс лечения от алкоголизма, наркомании или токсикомании, а также венерического заболевания является медицинское заключение.
15. Материалы о применении Постановления об амнистии к отбывающим наказание осужденным, больным туберкулезом, отнесенным к I группе диспансерного учета, рассматриваются после завершения указанными осужденными интенсивного курса лечения и прекращения ими бактериовыделения, подтвержденного медицинским заключением.
16. Для организации необходимой медицинской помощи больным туберкулезом, отнесенным к I или II группе диспансерного учета, освобожденным из мест лишения свободы, исправительные учреждения должны незамедлительно сообщить соответствующим органам местного самоуправления и органам здравоохранения об освобождении указанных лиц.
17. Предложить Правительству Российской Федерации:
1) принять совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации меры, обеспечивающие трудовое и бытовое устройство лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также их медицинское обслуживание;
2) сохранить штатную численность уголовно-исполнительных инспекций в течение одного года со дня окончания срока исполнения Постановления об амнистии.
18. В случае, если вопрос о применении Постановления об амнистии
возникнет по истечении шести месяцев со дня вступления его в силу, Постановление об амнистии исполняется в порядке, установленном пунктом 1 настоящего Постановления.
19. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации    С.Е. Нарышкин
Москва
18 декабря 2013 года
№ 3503-6 ГД

Разъяснение ФСИН
ФСИН России ориентирует органы и учреждения уголовно-исполнительной системы на всестороннее изучение законодательного акта об амнистии и проведение комплекса мероприятий по его исполнению. Регламентирующими документами являются:
1) Постановление Государственной Думы от 18 декабря 2013 г. N 3500-6 ГД "Об объявлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации".
2) Постановление Государственной Думы от 18 декабря 2013 г. N 3503-6 ГД "О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации".

Эти документы содержат взаимосвязанные положения. В Постановлении об объявлении амнистии указываются категории осужденных, к которым амнистия применяется, условия ее исполнения, а также ограничения ее применения.
В Постановлении о порядке применения амнистии указываются органы, на которые возлагается исполнение акта об амнистии, разъясняются некоторые положения и термины первого документа. Постановление подлежит исполнению в течение 6 месяцев.
Администрация учреждений ФСИН России готовит пакет документов, необходимых для рассмотрения вопроса о применении амнистии в отношении каждого осужденного.
Исполнение Постановления об амнистии в отношении осужденных осуществляется по утвержденному прокурором постановлению начальника исправительного учреждения, начальника следственного изолятора или начальника уголовно-исполнительной инспекции. К указанному документу о применении к осужденному Постановления об амнистии прилагаются личное дело осужденного, справка о поощрениях и взысканиях, другие необходимые документы. Амнистия в отношении лиц условно осужденных и осужденных, к которым применена отсрочка от отбывания наказания, применяется по решению суда.
Учреждения и органы, на которые возложено исполнение Постановления об амнистии, вправе запрашивать у соответствующих учреждений документы, необходимые для принятия решения о применении Постановления об амнистии. Такие запросы исполняются незамедлительно.
В соответствии с ч. 5 ст. 173 УИК РФ досрочное освобождение от отбывания наказания производится в день поступления в учреждение утвержденного прокурором постановления о применении к осужденному акта об амнистии или решения суда.


Пресс-бюро ФСИН России   http://xn--h1akkl.xn--p1ai/news/index.php?ELEMENT_ID=114351
РЕКЛАМНЫЙ БЛОК
в этом блоке размещена рекламная информация сторонних лиц
Администрация сайта не несет ответственность за информацию, предоставленную рекламодателями
Получите краткую консультацию адвоката
Tip
Tip
Tip
Путин поддержал проект амнистии, приуроченной к 20-летию Конституции. "РИА Новости"
Путин поддержал проект амнистии, приуроченной к 20-летию Конституции. "РИА Новости"
04 Декабря 2013
Проект амнистии подготовил Совет по правам человека. Президент в целом поддержал документ, правда оговорился, что амнистия не коснется совершивших насильственные действия в отношении сотрудников правоохранительных органов. Именно по этой статье проходят фигуранты "болотного дела".
Президент РФ Владимир Путин поддержал подготовленный Советом по правам человека проект амнистии, приуроченной к 20-летию Конституции.
"Я согласен с вашим предложением в целом. Мы доработаем этот документ вместе с депутатами Госдумы, и вас прошу самым активным образом включиться в эту работу", — сказал Путин в среду, обращаясь к главе СПЧ Михаилу Федотову, представившему документ амнистии. С аналогичной просьбой президент обратился к уполномоченному по правам человека Владимиру Лукину.
"Хочу сказать, что эта амнистия может распространяться только на тех лиц, которые действительно не совершили тяжких преступлений и преступлений, которые связаны с насильственными действиями в отношении представителей власти, имея в виду, прежде всего, конечно, представителей правоохранительных органов", — сказал Путин.
Таким образом фигуранты "болотного дела" (вменяемые им статьи: "массовые беспорядки" и "насилие в отношении представителей органов правопорядка") под амнистию не попадут.
В Госдуме обещают рассмотреть проект амнистии до Нового года.
Кого СПЧ предлагал амнистировать
Предполагалось, что под амнистию попадут впервые осужденные на срок до трех лет; впервые совершившие умышленные преступления и осужденные на срок до пяти лет; осужденные на срок от пяти до десяти лет и отбывшие не менее половины срока; лишенные свободы на срок свыше десяти лет и отбывшие не менее двух третей срока. Кроме того, президентский совет предлагал освободить от наказания или прекратить уголовное преследование в отношении лиц, осужденных в связи с участием в публичных мероприятиях, проведение которых согласовывалось по закону "О собраниях, митингах…". Также, по мнению СПЧ, следовало прекратить находящиеся в производстве органов дознания, органов предварительного следствия и судов уголовные дела в отношении лиц, совершивших преступления террористической и (или) экстремистской направленности.
Скопировано http://president-sovet.ru/events/5246/?print=Y
Предложения Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека об объявлении амнистии, посвященной 20-летию Конституции РФ
(подготовлены по поручению Президента Российской Федерации
В.В.Путина)
По мнению Совета, объявление амнистии в связи с историческим событием - двадцатилетием принятия Конституции Российской Федерации 1993 г., впервые закрепившей основы развития нашей страны как демократического правового государства, почитающего высшей ценностью человеческую личность, его достоинство, его права и свободы, являет собой акт гуманизма и милосердия, реализующий конституционные полномочия государственной власти. В сложившихся условиях объявление амнистии представляется социально обоснованной акцией, учитывающей процессы и трудности прошедшего двадцатилетнего периода трансформации и потребности дальнейшего развития общества. Она может подвести черту под уходящими в прошлое социальными и политическими противостояниями, способствовать достижению правового мира, снять напряжение в обществе, порождаемое недоверием к правоохранительным и судебным органам.
В связи с принятыми решениями о проведении реформы государственного управления, правоохранительной и судебной системы, амнистия представляет собой необходимую адекватную реакцию на несовершенства правоохранительной системы и неудачи в сфере уголовной политики, которые осознаются властью и обществом как препятствующие социальному, экономическому и правовому развитию. Среди них: неэкономное, социально необоснованное расширение сферы применения уголовной репрессии, неистребимый обвинительный уклон в деятельности органов следствия и судов, низкий, граничащий с правовым нигилизмом уровень профессионального правосознания и гражданского самосознания работников правоохранительных органов.
По сей день не преодолена сформировавшаяся традиция избирательного использования механизмов уголовной ответственности, что не может способствовать достижению заявленных целей укрепления правового порядка и развитию цивилизованных способов разрешения правовых конфликтов, возникающих в сфере публично-правовых и частноправовых отношений. Не работают эффективные социально ориентированные программы предупредительной, профилактической деятельности, опирающейся на широкий общественный контроль за преступностью, правоохранительной системой, процессами исполнения наказания и ресоциализации осужденных.
Совет полагает, что амнистия помогла бы создать необходимые предпосылки для реформирования пенитенциарной системы, приведя к уменьшению численности так называемого «тюремного населения», что особенно актуально в условиях сокращения (на 18 %) личного состава учреждений исполнения наказаний. Без снижения числа лиц, находящихся в пенитенциарных учреждениях, невозможно обеспечить их коренное преобразование. Существующая система исполнения наказаний должна начать действовать в соответствии с современными представлениями о целях наказания, руководствуясь общепризнанными стандартами содержания осужденных и конституционными обязанностями государства по обеспечению защиты человеческого достоинства.
Учет таких целей амнистии предопределяет ее характер и масштабы как широкой, распространяющейся не на отдельные виды преступных деяний (как, например, недавняя «экономическая амнистия»), не на отдельные категории привлеченных к уголовной ответственности (женщин, инвалидов и т.д.), или на участников определенных событий (подобно амнистии 1994 года).
Совет полагает, что амнистия должна предусматривать смягчение отрицательных правовых последствий осуждения для всех лиц, привлеченных к ответственности за совершение деяний ненасильственного характера, которые не повлекли причинение тяжкого необратимого ущерба для жизни и здоровья людей. При проведении амнистии, бесспорно, должны учитываться требования баланса интересов общества, государства и личности, принципы равенства и справедливости. Исходя из этого предусматривается освобождение от наказания осужденных, которые нуждаются в большей социальной поддержке - это несовершеннолетние, женщины, пенсионеры, инвалиды, участники боевых действий, неизлечимо больные.
В то же время амнистия не должна применяться в отношении исчерпывающим образом сформулированного перечня тех категорий осужденных и конкретных составов преступлений, общественная опасность которых представляется не допускающей смягчения ответственности. Сюда относятся: убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, истязание, похищение человека, незаконное лишение свободы, торговля людьми, использование рабского труда, незаконное помещение в психиатрический стационар, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, разбой, сопряженные с причинением смерти, с использованием оружия и насилием такие деяния, как террористический акт, бандитизм, организация преступного сообщества, угон воздушного судна; хищение ядерных материалов, оружия, особо крупные размеры оборота и хищения наркотиков, государственная измена, шпионаж; посягательство на жизнь государственного деятеля, сотрудника правоохранительного органа или лица, осуществляющего уголовное судопроизводство; насильственный захват власти, диверсия, повлекшие тяжкие последствия должностные злоупотребления и превышение должностных полномочий, получение взятки в крупном и особо крупном размере, а также лицами, занимающими государственные должности; незаконное заключение под стражу, дезорганизация деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы; насильственные действия, в том числе с применением оружия и причинением тяжкого вреда здоровью, совершенные военнослужащим по отношению к военному начальнику или другому военнослужащему; преступления против мира и человечества и т.д.
По мнению Совета, должен действовать также запрет освобождения от наказания в отношении тех осужденных, которые ранее уже освобождались из мест лишения свободы в порядке помилования или амнистии и вновь совершили умышленные преступления; в отношении осужденных, вновь совершивших, находясь в местах лишения свободы, умышленные преступления, повлекшие тяжкие последствия для жизни и здоровья; а также для особо опасных рецидивистов.
Широкий характер предлагаемой амнистии обусловливает использование разных форм смягчения правовых последствий осуждения, выбор которых зависит от строгости предусмотренных уголовным законом санкций, а также видов и сроков назначенных и отбытых мер наказания. Должны полностью освобождаться впервые совершившие преступление, которым назначено наказание до трех лет лишения свободы и осужденные за неосторожные преступления на срок до пяти лет лишения свободы включительно, а также лица, уже отбывшие определенный, устанавливаемый в акте амнистии срок наказания, величина которого зависит от размера наказания, назначенного судом. Также пропорционально назначенному и отбытому наказанию сокращаются сроки наказания для осужденных, которые не подлежат освобождению из мест лишения свободы. Смягчение правовых последствий осуждения относительно большей части деяний происходит не путем полного освобождения от наказания, а на основе сокращения сроков лишения свободы, административного надзора или сроков судимости.
Совет предлагает также осуществить меры, которые служат смягчению взысканий, применяемых к осужденным в ходе отбывания ими лишения свободы, а именно предусмотреть погашение мер дисциплинарной ответственности, наложенных на осужденных в исправительных учреждениях, и возвращение лиц, помещенных в штрафные изоляторы и другие помещения для подвергнутых дисциплинарным взысканиям, в те условия отбывания наказания, которые были определены для них согласно приговору суда до применения мер взыскания.
Представляется правильным проявить хотя бы некоторое милосердие и по отношению и к тем осужденным, на которых не распространяются ни освобождение, ни пропорциональное назначенному или отбытому сроку наказания его сокращение: если на момент опубликования акта амнистии срок наказания, не отбытый осужденным, не превышает одного года, то он освобождается из мест лишения свободы. В сравнении с длительным сроком уже отбытого таким осужденным лишения свободы указанное сокращение срока, трудно признать противоречащим справедливости, особенно на фоне часто необоснованной и непропорциональной репрессивности уголовных наказаний.
Должны применяться и такие способы смягчения ответственности, как освобождение от некоторых дополнительных наказаний, а также сокращение сроков судимости, или освобождение после отбытия наказания от административного надзора - при условии соблюдения лицами, освободившимися из заключения, предъявляемых к ним органами исполнения наказания требований.
Исходя из цели амнистии как акта милосердия в отношении лиц, действия которых не имели насильственного характера и не причинили тяжких необратимых последствий, представляется необходимым применение амнистии в отношении неоконченных преступлений, а также лиц, принимавших участие или осужденных в связи с участием в публичных мероприятиях, предусмотренных Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в иных публичных акциях, не повлекших причинение тяжкого вреда жизни и здоровью либо материального ущерба в крупном размере.
В целях достижения гражданского мира и преодоления развития конфликтов с участием незаконных вооружённых формирований на территориях субъектов Российской Федерации, в том числе входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, возможно применение амнистии к тем лицам, которые добровольно заявили об отказе участвовать в таких формированиях и предприняли действия по сдаче оружия, боеприпасов и военной техники, а также по выполнению законных требований властей. При этом должно неуклонно соблюдаться требование: амнистия не распространяется на лиц, совершивших какие-либо насильственные действия, повлекшие тяжкие последствия.
Реализация предложений Совета об объявлении амнистии в отношении широкого круга осужденных может способствовать снижению постпенитенциарного рецидива: криминологические исследования подтверждают, что уровень рецидивной преступности среди амнистированных значительно ниже, чем среди отбывших срок наказания полностью. От амнистии выиграют и потерпевшие: у осужденного после освобождения появляются реальные возможности для возмещения потерпевшему в гораздо более короткие сроки причиненного преступлением материального ущерба.


информация с сайта http://www.president-sovet.ru/
РЕКЛАМНЫЙ БЛОК
в этом блоке размещена рекламная информация сторонних лиц
Администрация сайта не несет ответственность за информацию, предоставленную рекламодателями
РЕКЛАМНЫЙ БЛОК
в этом блоке размещена рекламная информация сторонних лиц
Администрация сайта не несет ответственность за информацию, предоставленную рекламодателями
Задать вопрос адвокату
Поиск по сайту СКОРАЯ ПОМОЩЬ АДВОКАТА
Назад к содержимому