Адвокат в Москве:  +7-906-775-74-77
Телефон адвоката в Москве +7-906-775-74-77
Поиск по сайту Правовой помощи адвоката
Перейти к контенту

Главное меню:

Правоведение

Разное > Студентам
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ ПРАВОВЕДЕНИЯ


Основы теории государства и права
Основные концепции происхождения государства и права. Сущность государства, его функции. Формы государств. Форма правления. Государственное устройство. Политический режим. Государственный суверенитет.
Источники права, понятие и виды. Нормативно-правовой акт как основной источник российского права, классификация нормативно-правовых актов и их действие в пространстве, во времени и по кругу лиц.
Понятие нормы права, ее структура, классификация правовых норм.
Понятие и свойства системы права. Отрасль и институт права как составные элементы системы права. Предмет и метод отрасли права.
Правоотношение: понятие и основные элементы.
Юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений, их классификация.
Толкование правовых норм, виды и приемы толкования.
Правонарушение. Юридическое понятие правонарушения и его состав. Виды правонарушений и их общая характеристика.
Юридическая ответственность, ее понятие, функции, и принципы. Основания и виды юридической ответственности, их специфика.

Конституционное (государственное) право
Конституционное право: понятие предмета и метода правового регулирования.
Понятие и сущность конституции государства, ее юридические свойства.
Основы конституционного строя РФ. Основные принципы организации государственной власти: демократичность, республиканская форма правления, федеративное устройство. Сущность правового государства. Суверенитет народа: понятие и содержание.
Принципы внутренней организации государственно-правового механизма: государственный суверенитет, разделение властей, федерализм, верховенство конституции.
Конституционный статус личности, основные права и свободы человека и гражданина.
Система органов российского государства: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ (функции, полномочия, порядок формирования). Общая характеристика судебной системы в РФ. Статус судей.

Гражданское право
Предмет и метод гражданского права. Принципы правового регулирования гражданско-правовых отношений.
Понятие гражданского правоотношения. Объекты гражданских правоотношений: их классификация. Субъекты гражданских правоотношений. Граждане (физические лица), содержание их правоспособности и дееспособности. Юридические лица: понятие и классификация. Организационно-правовые формы юридических лиц. Основные способы прекращения юридических лиц. Содержание гражданского правоотношения.
Понятие и виды сделок. Форма сделки. Основания для признания сделок недействительными.
Гражданско-правовой договор: понятие, порядок заключения, изменения и расторжения.


Семейное право
Понятие семейного права. Правовое регулирование брачных отношений. Условия и порядок заключения брака. Прекращение брака и признание его недействительным. Права и обязанности супругов, их ответственность по обязательствам, имущество супругов.
Права несовершеннолетних детей. Права и обязанности родителей.
Алиментные обязательства родителей и детей, а также супругов и бывших супругов. Алиментные обязательства других членов семьи. Порядок уплаты и взыскания алиментов.
Опека и попечительство над детьми.

Трудовое право
Понятие трудового права.
Трудовой договор: понятие, отличия от гражданско-правовых договоров подряда, поручения, возмездного оказания услуг. Стороны и содержание трудового договора. Форма и виды трудовых договоров. Порядок приема на работу. Прекращение трудового договора: основания и порядок.
Понятие и продолжительность рабочего времени, его виды. Работа в ночное время, сверхурочная работа. Понятие и виды времени отдыха. Выходные и праздничные дни. Отпуска.
Трудовая дисциплина, правила внутреннего трудового распорядка.  Дисциплинарные взыскания, их виды и порядок применения.
Материальная ответственность работников в трудовом праве. Порядок привлечения работников к материальной ответственности.
Понятие и виды трудовых споров. Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров: общая характеристика. Основные стадии разрешения коллективных трудовых споров.

Уголовное право
Предмет уголовного права как отрасли права. Понятие преступления, его признаки и виды. Субъект преступления: общие признаки, понятие специального субъекта. Понятие и виды соучастия в преступлении. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.
Понятие и цели уголовного наказания, виды наказаний. Порядок назначения наказаний; обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание. Освобождение от уголовной ответственности и наказания. Амнистия, помилование.


Правоведение - вопросы к зачету
Правоведение

Программа курса:


Программа курса “ПРАВОВЕДЕНИЕ”
Тема 1. Предмет, метод и задачи курса “Правоведение” в вузе
Государство, право, государственно-правовые явления как объект изучения юридической науки. Система юридических наук. Общенаучные, логические и частно-научные методы исследования. Задачи курса “Правоведение” в формировании личности студента.
Тема 2. Общество и государство, политическая власть
Роль и значение власти в обществе. Понятие государства и его признаки. Типы и формы государства. Формы правления, государственного устройства, политического режима. Государство и гражданское общество. Правовое государство: понятие и признаки. Проблемы и пути формирования правового государства в России.
Тема 3. Право: понятие, нормы, отрасли
Понятие права, его признаки. Соотношение права и государства. Функции права и сферы его применения. Право как нормативная форма общественного сознания. Взаимосвязь права и социального порядка. Норма права, ее структура. Формы (источники) права. Их связь с экономической и политической сферами. Закон и подзаконные акты. Конституция - основной закон государства и общества. Отрасли права: понятие и система.
Тема 4. Мораль, право, правовая культура
Понятие норм морали. Общие черты и отличие норм права и норм морали. Правовое сознание. Формирование правосознания, его связь с системой социокультурных ценностей. Правовая и политическая культура.
Тема 5. Правоотношения и их участники
Понятие и состав правоотношения. Участники (субъекты) правоотношений. Физические и юридические лица, их правоспособность и дееспособность. Деликтоспособность. Субъекты публичного права. Государственные органы и должностные лица. Понятия компетенции и правомочий. Субъективное право и юридическая обязанность: понятие и виды. Юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения правовых отношений.
Тема 6. Правонарушение и юридическая ответственность
Понятие, признаки и состав правонарушения. Субъект, объект, субъективная, объективная стороны правонарушения. Виды правонарушений. Понятие, основные признаки и виды юридической ответственности. Основание возникновения юридической ответственности. Процессуальные гарантии прав лица, привлеченного к ответственности. Законность и обоснованность ответственности.
Тема 7. Основы конституционного строя, народовластие в Российской Федерации
Общая характеристика основ российского конституционного строя. Значение конституционного определения России как демократического, правового, федеративного, суверенного, социального, светского государства в форме республики. Конституция России о правах и свободах человека. Идеологическое и политическое многообразие. Многопартийность. Основы правового статуса общественных объединений.
Тема 8. Основы правового статуса человека и гражданина
Понятие основ правового статуса человека и гражданина и его принципы. Гражданство. Система основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Международные стандарты прав и свобод человека. Гарантии реализации правового статуса человека и гражданина.
Тема 9. Федеративное устройство России
Понятие и принципы федеративного устройства России. Основы конституционного статуса России и ее субъектов. Компетенция Российской Федерации. Разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами.
Тема 10. Система органов государственной власти в России
Принцип разделения власти на три “ветви” - законодательную, исполнительную и судебную. Понятие, признаки и виды государственных органов.
Тема 11. Президент Российской Федерации
Основы конституционного статуса Президента РФ, его положение в системе органов государства. Порядок выборов и прекращения полномочий Президента РФ. Компетенция Президента РФ.
Тема 12. Федеральное Собрание Российской Федерации
Основы конституционного статуса Федерального Собрания, его место в системе органов государства. Палаты Федерального Собрания: состав, порядок формирования, внутренняя организация. Компетенция Федерального Собрания и его палат. Порядок деятельности Федерального Собрания. Законодательный процесс.
Тема 13. Органы исполнительной власти Российской Федерации
Правительство Российской Федерации, его структура и полномочия. Министерство образования РФ и его органы. Органы исполнительной власти в субъектах федерации.
Тема 14. Конституционные основы судебной системы. Правоохранительные органы
Понятие и основные признаки судебной власти. Конституционные принципы осуществления судебной власти. Судебная система, её структура: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ и общие суды, военные суды; Высший Арбитражный Суд РФ и иные арбитражные суды. Организационное обеспечение деятельности судов и органы юстиции. Прокурорский надзор и органы прокуратуры. Адвокатура. Нотариат. Министерство внутренних дел России и его органы.
Тема 15. Основы гражданского права
Понятие, законодательство и система гражданского права. Гражданское правоотношение. Субъекты гражданского права. Объекты гражданского права. Сделки. Представительство. Исковая давность. Понятие и формы права собственности. Право интеллектуальной собственности. Понятие и исполнение обязательств. Ответственность за нарушение обязательств. Договорные обязательства. Обязательства, возникающие из причинения вреда и неосновательного обогащения. Наследственное право.
Тема 16. Основы трудового права
Понятие трудового права. Коллективный договор и соглашения. Обеспечение занятости и трудоустройство. Трудовой договор (контракт): понятие, стороны и содержание. Основание и порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора (контракта). Понятие и виды рабочего времени, времени отдыха. Дисциплина труда. Материальная ответственность. Особенности регулирования труда женщин и молодежи. Трудовые споры. Механизмы реализации и защиты трудовых прав граждан.
Тема 17. Основы семейного права
Понятие и принципы семейного права. Семейный кодекс РФ. Понятие брака и семьи. Регистрация брака и условия его заключения. Отношения родителей и детей, личные и имущественные отношения супругов, права ребенка. Конвенция о правах ребенка.
Тема 18. Основы административного права
Понятие и система административного права. Система органов исполнительной власти. Основные принципы государственного управления. Понятие административного проступка. Административное принуждение. Основания и порядок привлечения к административной ответственности. Виды административной ответственности.
Тема 19. Основы муниципального права
Муниципальное право - право местного самоуправления. Понятие, функции и принципы местного самоуправления в Российской Федерации. Органы местного самоуправления. Основы деятельности местного самоуправления. Полномочия органов местного самоуправления. Гарантии правомочий местного самоуправления.
Тема 20. Основы уголовного права
Понятие и задачи уголовного права. Уголовный закон и преступление как основные понятия уголовного права. Понятие уголовной ответственности, ее основание. Состав преступления. Ответственность несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие общественную опасность и противоправность деяния. Соучастие в преступлении. Понятие и цели наказания. Система и виды уголовных наказаний. Общая характеристика Особенной части УК (уголовная ответственность за преступления против личности, прав и свобод граждан; собственности; уголовная ответственность за хулиганство; преступления, связанные с наркоманией и токсикоманией).
Тема 21. Основы экологического права и земельного законодательства
Экология. Экологические системы как объект правового регулирования. Источники экологического права. Содержание экологического права. Принципы и объекты охраны окружающей среды. Ответственность за экологические правонарушения. Понятие, принципы и виды возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением. Порядок его возмещения. Общая характеристика земельного законодательства. Земля, как объект правового регулирования. Правовой режим земель.

Ниже размещена дополнительная информация к различным темам курса

РЕГЛАМЕНТ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 2 «Об утверждении Регламента Верховного Суда Российской Федерации»


В соответствии с пунктом 13 части 3 статьи 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет:
Утвердить и ввести в действие с 6 августа 2014 года Регламент Верховного Суда Российской Федерации.
Председатель Верховного Суда Российской Федерации В.М.ЛЕБЕДЕВ
Секретарь Пленума, судья Верховного Суда Российской Федерации В.В.МОМОТОВ

-----
Утверждено постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 7 августа 2014 г. N 2

РЕГЛАМЕНТ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Общие положения

Регламент Верховного Суда Российской Федерации (далее - Регламент) регулирует вопросы организации деятельности Верховного Суда Российской Федерации (далее - Верховный Суд).

Регламент разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами "О судебной системе Российской Федерации", "О Верховном Суде Российской Федерации", "О военных судах Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность судов Российской Федерации, устанавливающими порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов.

Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Верховный Суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Верховному Суду принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения.

Финансовое и материально-техническое обеспечение Верховного Суда осуществляется аппаратом Верховного Суда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Верховный Суд в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, постановлениями Пленума Верховного Суда и Президиума Верховного Суда, приказами и распоряжениями Председателя Верховного Суда и настоящим Регламентом.

Печатным органом Верховного Суда является "Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации".

В залах заседаний Верховного Суда помещаются Государственный флаг Российской Федерации и изображение Государственного герба Российской Федерации.

При осуществлении правосудия судьи заседают в мантиях.

В Верховном Суде действуют органы судейского сообщества - общее собрание судей Верховного Суда и Совет судей Верховного Суда.

2. Руководство Верховного Суда

Руководство Верховным Судом осуществляют Председатель Верховного Суда, первый заместитель и заместители Председателя Верховного Суда.

2.1. Полномочия Председателя Верховного Суда

Председатель Верховного Суда наряду с осуществлением полномочий судьи Верховного Суда и процессуальных полномочий, установленных для Председателя Верховного Суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет следующие функции:

обеспечивает решение относящихся к его компетенции вопросов организации деятельности Верховного Суда, системы судов общей юрисдикции и системы арбитражных судов;

организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;

созывает Пленум Верховного Суда и председательствует в его заседаниях;

представляет на утверждение Пленума Верховного Суда кандидатуру секретаря Пленума Верховного Суда и состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде;

осуществляет планирование работы Пленума Верховного Суда, формирует повестку заседания Пленума Верховного Суда;

созывает Президиум Верховного Суда и председательствует в его заседаниях;

распределяет обязанности между заместителями Председателя Верховного Суда и судьями Верховного Суда;

представляет Президенту Российской Федерации кандидатов для представления в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации для назначения в установленном порядке на должность судьи Верховного Суда, в том числе первого заместителя Председателя Верховного Суда, заместителей Председателя Верховного Суда - председателей судебных коллегий Верховного Суда, председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда, заместителя председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда, судьи Верховного Суда;

представляет Президенту Российской Федерации кандидатуры судей Верховного Суда для назначения в установленном порядке на должность члена Президиума Верховного Суда;

формирует судебные составы судебных коллегий Верховного Суда и назначает их председателей;

представляет Президенту Российской Федерации кандидатов для назначения в установленном порядке на должности судей федеральных судов, в том числе на должности председателей и заместителей председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, военных судов, председателей и заместителей председателей арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, Суда по интеллектуальным правам;

представляет на утверждение Президента Российской Федерации предложения о численности президиумов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, президиумов военных судов, президиумов арбитражных судов округов, президиумов арбитражных апелляционных судов, президиумов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, Суда по интеллектуальным правам;

представляет кандидатуры из числа судей судебных коллегий Верховного Суда для избрания Пленумом Верховного Суда судьями Апелляционной коллегии Верховного Суда и Дисциплинарной коллегии Верховного Суда;

вносит в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации представления о квалификационной аттестации судей Верховного Суда, а также о приостановлении или прекращении их полномочий;

вносит в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации представления о квалификационной аттестации председателей и заместителей председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, судей военных судов, председателей и заместителей председателей арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, председателей и заместителей председателей арбитражных судов субъектов Российской Федерации, Суда по интеллектуальным правам, а также о приостановлении или прекращении их полномочий;

вносит в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации представления о награждении государственными наградами Российской Федерации судей Верховного Суда, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

вносит Президенту Российской Федерации представления о награждении государственными наградами Российской Федерации судей Верховного Суда, судов общей юрисдикции и арбитражных судов на основании решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

направляет в Дисциплинарную коллегию Верховного Суда обращения о досрочном прекращении полномочий судей Верховного Суда, судов общей юрисдикции и арбитражных судов за совершение ими дисциплинарных проступков в случаях, если Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации или квалификационными коллегиями судей субъектов Российской Федерации отказано в удовлетворении представлений председателей федеральных судов о прекращении полномочий судей Верховного Суда, судов общей юрисдикции и арбитражных судов за совершение ими дисциплинарных проступков;

организует проверку сведений о поведении судей Верховного Суда, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, не соответствующем предъявляемым к ним Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и кодексом судейской этики требованиям и умаляющем авторитет судебной власти;

представляет Верховный Суд во взаимоотношениях с государственными органами, международными и межправительственными организациями;

взаимодействует с Правительством Российской Федерации при разработке проекта федерального бюджета в части финансирования судов;

назначает на должность и освобождает от должности Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде с согласия Совета судей Российской Федерации;

назначает на должность и освобождает от должности заместителей Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде по представлению Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде;

утверждает членов коллегии Судебного департамента при Верховном Суде, за исключением членов этой коллегии, входящих в ее состав по должности;

вносит Президенту Российской Федерации в установленном порядке представления о присвоении классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации Генеральному директору Судебного департамента при Верховном Суде и представления о награждении государственными наградами Российской Федерации Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде;

осуществляет общее руководство деятельностью аппарата Верховного Суда;

назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата Верховного Суда;

вносит Президенту Российской Федерации в установленном порядке представления о присвоении классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации работникам аппарата Верховного Суда, присваивает в пределах своей компетенции работникам аппарата Верховного Суда классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации;

вносит Президенту Российской Федерации представления о награждении государственными наградами Российской Федерации работников аппарата Верховного Суда;

устанавливает правила внутреннего распорядка Верховного Суда и осуществляет контроль за их соблюдением;

издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения;

осуществляет иные полномочия по организации работы Верховного Суда.

В случае отсутствия Председателя Верховного Суда его права и обязанности осуществляет один из заместителей Председателя Верховного Суда.

2.2. Полномочия первого заместителя Председателя Верховного

Суда и заместителей Председателя Верховного Суда

Первый заместитель Председателя Верховного Суда и заместители Председателя Верховного Суда наряду с осуществлением полномочий судьи Верховного Суда:

осуществляют руководство деятельностью соответствующих судебных коллегий Верховного Суда, а также контроль за работой аппарата этих судебных коллегий в соответствии с распределением обязанностей;

председательствуют в судебных заседаниях судебных коллегий Верховного Суда или поручают это судьям Верховного Суда, входящим в составы соответствующих судебных коллегий;

информируют Пленум Верховного Суда и Президиум Верховного Суда о деятельности соответствующих судебных коллегий Верховного Суда;

организуют работу по обобщению судебной практики для представления ее результатов на рассмотрение Президиума Верховного Суда и Пленума Верховного Суда;

организуют работу по повышению квалификации судей Верховного Суда, работников аппаратов судебных коллегий Верховного Суда и по прохождению судьями судов общей юрисдикции, арбитражных судов стажировки в Верховном Суде;

осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

В случае приостановления или прекращения полномочий первого заместителя Председателя Верховного Суда или заместителя Председателя Верховного Суда его полномочия по поручению Председателя Верховного Суда осуществляет другой заместитель, а при отсутствии другого заместителя по поручению Председателя Верховного Суда - один из судей Верховного Суда.

3. Состав Верховного Суда

Верховный Суд действует в составе Пленума Верховного Суда, Президиума Верховного Суда, Апелляционной коллегии Верховного Суда, Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда, Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда, Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда, Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда, Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда и Дисциплинарной коллегии Верховного Суда.

3.1. Пленум Верховного Суда

Порядок формирования и полномочия

Пленум Верховного Суда действует в составе Председателя Верховного Суда, первого заместителя Председателя Верховного Суда, заместителей Председателя Верховного Суда - председателей судебных коллегий Верховного Суда, указанных в части 2 статьи 3 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" (далее - заместители Председателя Верховного Суда), и судей Верховного Суда.

В заседаниях Пленума Верховного Суда по приглашению Председателя Верховного Суда вправе принимать участие Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации, Министр юстиции Российской Федерации, их заместители, судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи иных судов и другие лица.

Пленум Верховного Суда:

рассматривает материалы анализа и обобщения судебной практики и дает судам разъяснения по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации;

решает вопросы, связанные с осуществлением в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации принадлежащего Верховному Суду Российской Федерации права законодательной инициативы по вопросам своего ведения;

обращается с запросами в Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации;

избирает по представлению Председателя Верховного Суда секретаря Пленума Верховного Суда из числа судей Верховного Суда на трехлетний срок. Один и тот же судья может быть избран секретарем Пленума Верховного Суда неоднократно;

утверждает составы Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда, Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда, Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда, Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда, Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда (далее - судебные коллегии Верховного Суда) и переводы судей из одной судебной коллегии Верховного Суда в другую судебную коллегию Верховного Суда;

избирает по представлению Председателя Верховного Суда судей Апелляционной коллегии Верховного Суда из числа судей судебных коллегий Верховного Суда;

избирает по представлению Председателя Верховного Суда судей Дисциплинарной коллегии Верховного Суда из числа судей судебных коллегий Верховного Суда;

утверждает в связи с представлением Президента Российской Федерации состав судебной коллегии судей Верховного Суда, принимающей в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации заключение о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации и (или) Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц либо для принятия решения о привлечении их в качестве обвиняемых по уголовному делу, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления;

утверждает по представлению председателя соответствующего суда персональный состав президиума верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта Российской Федерации, Суда по интеллектуальным правам;

заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда, отчеты заместителей Председателя Верховного Суда - председателей судебных коллегий Верховного Суда, заместителя Председателя Верховного Суда - председателя Дисциплинарной коллегии Верховного Суда и председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда о деятельности соответствующих судебных коллегий Верховного Суда;

утверждает по представлению Председателя Верховного Суда состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде и положение о нем;

ежегодно представляет по предложению Председателя Верховного Суда на утверждение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации состав (составы) коллегии (коллегий) судей Верховного Суда, принимающей (принимающих) решение (решения) по вопросу о привлечении к административной ответственности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи Верховного Суда, судьи верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта Российской Федерации, Суда по интеллектуальным правам, а также по другим вопросам, предусмотренным Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации");

утверждает Регламент Верховного Суда Российской Федерации;

осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

3.1.1. Порядок работы Пленума Верховного Суда

Пленум Верховного Суда созывается не реже одного раза в четыре месяца. О времени созыва Пленума Верховного Суда и вопросах, которые вносятся на его рассмотрение, судьи Верховного Суда, а также приглашенные на заседание Пленума Верховного Суда лица уведомляются заблаговременно.

Вопросы для обсуждения на заседании Пленума Верховного Суда вносятся Председателем Верховного Суда.

Для работы над проектами постановлений Пленума Верховного Суда, с учетом высказанных на заседании Пленума Верховного Суда и поступивших в письменном виде предложений и замечаний, Пленум Верховного Суда в необходимых случаях образует редакционную комиссию.

Заседание Пленума Верховного Суда правомочно при наличии не менее двух третей от числа действующих судей Верховного Суда. Постановление Пленума Верховного Суда считается принятым, если за него проголосовали большинство судей Верховного Суда, участвующих в заседании.

На заседании Пленума Верховного Суда утверждается повестка дня и регламент его работы, ведется аудиозапись и протокол.

Постановления Пленума Верховного Суда, а также протокол подписываются Председателем Верховного Суда и секретарем Пленума, судьей Верховного Суда.

Секретарь Пленума Верховного Суда наряду с осуществлением полномочий судьи Верховного Суда:

организует подготовку заседаний Пленума Верховного Суда, осуществляет контроль за соблюдением регламента работы Пленума Верховного Суда;

осуществляет общее руководство секретариатом Пленума Верховного Суда;

принимает участие в разработке планов работы Пленума Верховного Суда и подготовке проектов постановлений Пленума Верховного Суда, вносимых на его рассмотрение, участвует в работе образуемых Пленумом Верховного Суда редакционных комиссий для доработки проектов постановлений с учетом высказанных и поступивших в письменном виде замечаний и предложений;

совместно с разработчиками проектов постановлений Пленума Верховного Суда осуществляет окончательную редакционную проверку принятых постановлений, подписывает и обеспечивает их передачу на подпись Председателю Верховного Суда;

обеспечивает публикацию постановлений Пленума Верховного Суда на официальном сайте Верховного Суда в сети Интернет и в "Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации".

3.2. Президиум Верховного Суда.

Порядок формирования и полномочия

Президиум Верховного Суда состоит из 13 судей в составе Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей Верховного Суда. Члены Президиума Верховного Суда из числа судей Верховного Суда утверждаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на предложении Председателя Верховного Суда, и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Заседание Президиума Верховного Суда проводится не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует большинство членов Президиума Верховного Суда.

Постановления Президиума Верховного Суда принимаются большинством голосов членов Президиума Верховного Суда, участвующих в заседании, и подписываются председательствующим в заседании Президиума Верховного Суда.

Президиум Верховного Суда:

в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации и в целях обеспечения единства судебной практики и законности проверяет в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты;

обращается в Конституционный Суд Российской Федерации на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;

обеспечивает координацию деятельности судебных коллегий Верховного Суда, судебных составов этих коллегий и аппарата Верховного Суда;

утверждает порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера судей Верховного Суда, судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей, их супругов и несовершеннолетних детей в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации";

утверждает Положение об аппарате Верховного Суда, его структуру и штатное расписание;

возлагает исполнение обязанностей Председателя Верховного Суда на одного из его заместителей в случае отсутствия Председателя Верховного Суда;

рассматривает отдельные вопросы судебной практики;

утверждает обзоры законодательства и судебной практики, которые доводятся до сведения судей и работников аппарата Верховного Суда, направляются в верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов Российской Федерации, окружные (флотские) военные суды, арбитражные суды округов, публикуются в ежеквартальных обзорах законодательства и судебной практики Верховного Суда, а также в "Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации";

осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами Российской Федерации.

Порядок рассмотрения на заседании Президиума Верховного Суда в порядке надзора дел по проверке вступивших в законную силу судебных актов определяется процессуальным законодательством Российской Федерации.

3.2.1. Порядок работы Президиума Верховного Суда

О времени заседания Президиума Верховного Суда и вопросах, вносимых на его рассмотрение, члены Президиума Верховного Суда и приглашенные лица уведомляются заблаговременно.

На заседании Президиума Верховного Суда председательствует Председатель Верховного Суда, а в его отсутствие - один из заместителей Председателя Верховного Суда.

На заседании Президиума Верховного Суда ведется протокол.

Организационное, документационное и информационное обеспечение работы Президиума Верховного Суда осуществляет секретариат Президиума Верховного Суда.

Вопросы, предлагаемые к вынесению на рассмотрение Президиума Верховного Суда, оформляются служебными записками на имя Председателя Верховного Суда, в которых излагаются сущность и обоснование представленного на рассмотрение Президиума Верховного Суда вопроса, сведения о согласовании проектов документов и об имеющихся по ним разногласиях.

Материалы к рассмотрению на заседании Президиума Верховного Суда передаются в секретариат Президиума Верховного Суда для проведения мероприятий по подготовке заседания Президиума.

Лица, приглашенные на заседание Президиума Верховного Суда, могут принимать участие в обсуждении вопросов согласно повестке заседания.

Решения, принимаемые Президиумом, оформляются постановлением Президиума и подписываются председательствующим.

На основании постановления Президиума по вопросам организации работы суда Председатель Верховного Суда может издавать приказы и распоряжения.

Контроль за выполнением поручений Президиума Верховного Суда по рассматриваемым вопросам осуществляется лицами, назначенными Председателем Верховного Суда.

3.3. Коллегии Верховного Суда и судебные составы судебных

коллегий Верховного Суда

3.3.1. Порядок формирования и полномочия Апелляционной

коллегии Верховного Суда

Апелляционная коллегия Верховного Суда действует в составе председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда, заместителя председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда и десяти членов Апелляционной коллегии Верховного Суда из числа судей Верховного Суда.

Председатель и заместитель председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Члены Апелляционной коллегии Верховного Суда избираются из числа судей Верховного Суда Пленумом Верховного Суда по представлению Председателя Верховного Суда сроком на пять лет.

Избрание членов Апелляционной коллегии Верховного Суда осуществляется путем открытого голосования с использованием электронной системы подсчета голосов.

Кандидаты в члены Апелляционной коллегии Верховного Суда считаются избранными, если за список, представленный Председателем Верховного Суда, проголосовало большинство судей, присутствующих на заседании Пленума Верховного Суда.

Если список для голосования по избранию судей Апелляционной коллегии Верховного Суда не получит при голосовании необходимого количества голосов судей, присутствующих на заседании Пленума Верховного Суда, проводится голосование по каждой кандидатуре.

Кандидат в члены Апелляционной коллегии Верховного Суда, вынесенный из списка для голосования для отдельного голосования, считается избранным, если за него проголосовало большинство судей, присутствующих на заседании Пленума Верховного Суда.

По результатам голосования об избрании членов Апелляционной коллегии Верховного Суда принимается постановление Пленума Верховного Суда.

Постановление Пленума Верховного Суда об избрании членов Апелляционной коллегии Верховного Суда публикуется в "Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации" и размещается на официальном сайте Верховного Суда в сети Интернет.

В случае если в результате голосования необходимое количество членов коллегии не избрано, то в отношении кандидатов на оставшиеся вакансии процедура выборов повторяется, начиная с представления Председателя Верховного Суда, и рассматривается на ближайшем заседании Пленума Верховного Суда.

При досрочном выбытии члена Апелляционной коллегии Верховного Суда на его место избирается новый член коллегии на срок полномочий действующей коллегии. Выборы проводятся на ближайшем заседании Пленума Верховного Суда после получения представления Председателя Верховного Суда.

Апелляционная коллегия Верховного Суда:

рассматривает в качестве суда второй (апелляционной) инстанции в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дела, подсудные Верховному Суду, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены судебными коллегиями Верховного Суда;

рассматривает в пределах своих полномочий дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;

обращается в Конституционный Суд Российской Федерации на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организует деятельность Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации ее председатель, который председательствует в судебных заседаниях, информирует Пленум Верховного Суда и Президиум Верховного Суда о деятельности коллегии и осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

3.3.2. Порядок формирования и полномочия судебных

коллегий Верховного Суда

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда (далее - судебные коллегии) формируются в составе заместителей Председателя Верховного Суда - председателей судебных коллегий Верховного Суда и судей этих коллегий.

Председатель Верховного Суда в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии.

Судебные коллегии в пределах своей компетенции:

рассматривают в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам дела, отнесенные к подсудности Верховного Суда;

рассматривают в пределах своих полномочий в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дела в апелляционном и кассационном порядке;

обращаются в Конституционный Суд Российской Федерации на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;

обобщают судебную практику;

осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Рассмотрение дел в коллегиях осуществляется судебными составами.

3.3.3. Порядок формирования и полномочия Дисциплинарной

коллегии Верховного Суда

Дисциплинарная коллегия Верховного Суда действует в составе заместителя Председателя Верховного Суда - председателя Дисциплинарной коллегии Верховного Суда и шести членов коллегии из числа судей Верховного Суда.

Заместитель Председателя Верховного Суда - председатель Дисциплинарной коллегии Верховного Суда назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Члены Дисциплинарной коллегии Верховного Суда избираются из числа судей Верховного Суда Пленумом Верховного Суда по представлению Председателя Верховного Суда сроком на три года путем тайного голосования с использованием бюллетеней и при соблюдении конкурсного подхода.

Пленум Верховного Суда открытым голосованием утверждает формы бюллетеней для голосования по выборам членов Дисциплинарной коллегии Верховного Суда, а также формы протоколов об итогах голосования.

Для избрания членов Дисциплинарной коллегии Верховного Суда формируется счетная комиссия в составе не менее трех судей Верховного Суда, в состав которой не могут входить Председатель Верховного Суда, его заместители, секретарь Пленума Верховного Суда, а также кандидаты в члены Дисциплинарной коллегии Верховного Суда.

Состав счетной комиссии утверждается Пленумом Верховного Суда.

Членами счетной комиссии открытым голосованием избирается председатель счетной комиссии.

Все кандидаты в члены Дисциплинарной коллегии Верховного Суда включаются в бюллетень для голосования в алфавитном порядке.

Каждому судье, присутствующему на заседании Пленума Верховного Суда, счетной комиссией выдается один бюллетень. На оборотной стороне бюллетеня ставится подпись председателя счетной комиссии и печать Верховного Суда. Оставшиеся бюллетени погашаются.

Голосование по избранию членов Дисциплинарной коллегии Верховного Суда осуществляется путем внесения судьей, присутствующим на заседании Пленума Верховного Суда, любого знака в квадрате, относящемся к кандидату, в пользу которого сделан выбор.

Заполненный бюллетень опускается в опечатанный ящик для голосования.

По окончании подачи голосов председатель счетной комиссии в присутствии членов счетной комиссии вскрывает ящик для голосования и проверяет действительность бюллетеней. Бюллетени, не имеющие печати Верховного Суда и подписи председателя счетной комиссии, недействительны.

Счетная комиссия устанавливает общее количество находившихся в ящике для голосования действительных бюллетеней и подсчитывает число голосов, полученных каждым кандидатом в члены Дисциплинарной коллегии Верховного Суда.

После подсчета голосов счетная комиссия составляет протокол об итогах голосования, который подписывается председателем счетной комиссии, ее членами и оглашается на заседании Пленума Верховного Суда.

Протокол об итогах голосования должен содержать дату проведения голосования, фамилии, имена и отчества кандидатов в члены Дисциплинарной коллегии Верховного Суда, включенных в бюллетени для голосования, число выданных бюллетеней, число бюллетеней, обнаруженных в ящике для голосования, число действительных и недействительных бюллетеней, количество голосов, полученных каждым кандидатом в члены Дисциплинарной коллегии Верховного Суда, результаты голосования.

Протокол об итогах голосования утверждается Пленумом Верховного Суда.

Избранными в состав Дисциплинарной коллегии Верховного Суда считаются кандидаты, получившие наибольшее количество голосов судей, присутствовавших на заседании Пленума Верховного Суда.

Если несколько кандидатов в члены Дисциплинарной коллегии Верховного Суда набрали равное количество голосов, то по этим кандидатам проводится повторное голосование в порядке, установленном настоящим разделом. При безрезультатности повторного голосования Пленум Верховного Суда принимает решение о дальнейшей процедуре голосования.

Решение Пленума Верховного Суда об избрании члена Дисциплинарной коллегии Верховного Суда оформляется постановлением, которое подписывается Председателем Верховного Суда и секретарем Пленума Верховного Суда.

После оглашения результатов голосования бюллетени для голосования помещаются в конверт, который подписывается председателем счетной комиссии, скрепляется печатью Верховного Суда и приобщается к протоколу заседания Пленума Верховного Суда.

Постановление Пленума Верховного Суда об избрании членов Дисциплинарной коллегии Верховного Суда публикуется в "Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации" и размещается на официальном сайте Верховного Суда в сети Интернет.

Дисциплинарная коллегия Верховного Суда рассматривает дела:

по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и по обращениям Председателя Верховного Суда о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков в случаях, если Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации или квалификационными коллегиями судей субъектов Российской Федерации отказано в удовлетворении представлений председателей федеральных судов о прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков;

по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации о наложении дисциплинарных взысканий на судей;

по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации о результатах квалификационной аттестации судей.

3.3.4. Судебные составы докладчиков Президиума и судебных

коллегий Верховного Суда

Судебные составы докладчиков Президиума и судебных коллегий Верховного Суда (далее - судебные составы) формируются Председателем Верховного Суда из числа судей, входящих в состав соответствующей судебной коллегии Верховного Суда сроком на три года.

Судебные составы возглавляют председатели судебных составов, назначаемые на должность Председателем Верховного Суда сроком на три года. Один и тот же судья может быть назначен на должность председателя судебного состава соответствующей судебной коллегии неоднократно.

Председатель судебного состава:

председательствует в судебных заседаниях возглавляемого им состава или поручает это судьям судебного состава;

осуществляет полномочия по организации работы судебного состава;

организует работу по обобщению судебной практики в судебном составе;

осуществляет контроль за деятельностью работников аппарата Верховного Суда, закрепленных за соответствующим судебным составом;

осуществляет контроль за соблюдением работниками аппарата Верховного Суда, закрепленными за судебным составом, служебной дисциплины, правил внутреннего распорядка, требований должностных регламентов и инструкций, а также установленного порядка работы со служебными документами;

вносит представления Председателю Верховного Суда о поощрении подчиненных работников аппарата Верховного Суда, о применении к ним дисциплинарного взыскания или о присвоении им классных чинов;

информирует Президиум Верховного Суда о деятельности судебного состава;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

4. Судьи Верховного Суда

Судьями Верховного Суда являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Порядок назначения на должность и прекращения полномочий судьи Верховного Суда установлен Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

Судьи Верховного Суда:

участвуют в пределах и в порядке, установленных процессуальным законодательством Российской Федерации, в рассмотрении подсудных Верховному Суду дел судебными коллегиями Верховного Суда, а в случае избрания судьи судебной коллегии Верховного Суда в состав судей Апелляционной коллегии Верховного Суда или Дисциплинарной коллегии Верховного Суда - в рассмотрении подсудных Верховному Суду дел этими коллегиями, а также осуществляют иные процессуальные полномочия;

обобщают судебную практику, знакомятся непосредственно в судах общей юрисдикции и арбитражных судах с практикой применения законодательства Российской Федерации;

вносят предложения по вопросам, обсуждаемым на заседании Пленума Верховного Суда, участвуют в подготовке и обсуждении проектов его постановлений и по поручению Председателя Верховного Суда докладывают их на заседании Пленума Верховного Суда;

осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

5. Научно-консультативный совет при Верховном Суде

При Верховном Суде в качестве совещательного органа образуется Научно-консультативный совет, состав которого утверждается Пленумом Верховного Суда по представлению Председателя Верховного Суда.

Организация и порядок деятельности Научно-консультативного совета при Верховном Суде определяются положением о нем, утверждаемым постановлением Пленума Верховного Суда.

Постановление Пленума Верховного Суда об утверждении положения о Научно-консультативном совете при Верховном Суде публикуется в "Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации" и размещается на официальном сайте Верховного Суда в сети Интернет.

6. Аппарат Верховного Суда

Аппарат Верховного Суда осуществляет организационное, информационное, документационное, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Верховного Суда.

Общее руководство деятельностью аппарата Верховного Суда осуществляет Председатель Верховного Суда.

Численность работников аппарата Верховного Суда устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Штатное расписание аппарата Верховного Суда утверждается Президиумом Верховного Суда.

Структура аппарата Верховного Суда, задачи, функции и порядок деятельности его структурных подразделений определяются положением об аппарате Верховного Суда Российской Федерации, утверждаемым Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.

Положение об аппарате Верховного Суда Российской Федерации публикуется в "Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации" и размещается на официальном сайте Верховного Суда в сети Интернет.

7. Заключительные положения

Разбирательство дел в Верховном Суде открытое. Слушание дел в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Граждане (физические лица), представители организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления имеют право присутствовать в судебном заседании, если судебное заседание не является закрытым.

Информация, связанная с рассмотрением дел в Верховном Суде, размещается на официальном сайте Верховного Суда в сети Интернет, информационных табло, расположенных в комплексе зданий Верховного Суда.

Верховный Суд, в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" и в установленном порядке в пределах своей компетенции, рассматривает запросы граждан, организаций, общественных объединений, органов государственной власти или органов местного самоуправления по вопросам организации деятельности Верховного Суда, а также жалобы на действия (бездействие) работников аппарата Верховного Суда и направляет ответы на запросы и жалобы в установленные законом сроки.

Порядок пропуска в здания и служебные помещения Верховного Суда установлен Положением о пропускном и внутриведомственном режимах в зданиях Верховного Суда.

Решение об утверждении, изменении и дополнении Регламента Верховного Суда принимается Пленумом Верховного Суда.

Вопросы, связанные с изменением и дополнением Регламента Верховного Суда, вносятся на обсуждение Пленума Верховного Суда Председателем Верховного Суда в установленном порядке.

Настоящий Регламент и вносимые в него изменения публикуются в "Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации" и размещаются на официальном сайте Верховного Суда в сети Интернет.

Задать вопрос адвокату
Поиск по сайту СКОРАЯ ПОМОЩЬ АДВОКАТА
Назад к содержимому | Назад к главному меню Яндекс.Метрика